Валки трубопрокатного стана

Разрушенный валок
Клеть стана
Напряжения при прокатке

Предприятие – заказчик: Синарский трубный завод

Участники: доц. В.А. Ващук, В.П. Колпаков и проф. А.О. Чернявский


Исходные данные:

Переход с покупных валков на валки собственного изготовления на одном из станов горячей прокатки труб привел к резкому росту числа аварийных остановок стана из-за разрушения валков.

Проведенные работы:

Для выяснения причин повышенной частоты разру­шений валков были выполнены следующие работы:

  • Экспериментальное определение физико-механических свойств материала валков, неоднородности свойств по объему, остаточных напряжений в литых заготовках валков.
  • Расчетно-экспериментальное определение напряжений в валках в процессе сборки рабочей клети стана (при напрессовке валка на вал по конической поверхности). Напряжения в доступных точках определялись экспериментально, в недоступных – рассчитывались.
  • Расчетное определение напряжений в валках в процессе работы с учетом силового и теплового взаимодействия с трубой на нормальных и аварийных режимах.

Результаты:

По результатам расчетно-экспериментальных исследований были выработаны рекомендации по повышению эксплуатационной стойкости валков:

  • выбрано обоснованное усилие напрессовки валка на вал, обеспечен контроль этого усилия;
  • показано, что напряжения в валке существенно зависят от температуры катаемой трубы, поставлено требование исключения подачи труб с температурой ниже расчетной, обеспечен приборный контроль температуры труб на входе в стан;
  • исключена – как бесполезная – операция термообработки (старения) валков, проводившаяся с целью уменьшения остаточных напряжений.

Выполнение этих рекомендаций позволило снизить частоту неплановых остановок стана в несколько раз.