Анатолий Ковадло

Ситуация в мире расчетов ДПМ сейчас такова, что чем дальше, тем больше требуется специалистов.


Мне 66 лет. Из них последние 24 года живу в Израиле.

Я учился в ЮУрГУ (тогда 1968-73 гг это называлось ЧПИ) на Автотракторном. Познакомился со специальностью Динамика и прочность машин (ДПМ) после второго курса института, когда лектор по сопромату пригласил меня учить эту специальность в виде добавочных курсов (в вечернее время, официально эта специальность ещё не была открыта).

Утром двигатели, вечером ДПМ. Таких нас было около 20 студентов. Некоторые из них сейчас преподают на ДПМ (например, Сапожников С.Б.). С тех пор вся моя жизнь, за исключением армии и полутора лет адаптации в Израиле, связана с динамикой и прочностью.

После армии примерно 17 лет я работал в ЧПИ на кафедре сопромата: инженер, преподаватель, доцент. Там же защитил диссертацию. Все время приходилось учить что-то новое и обучать этому студентов – и это была очень интересная жизнь.

Главный корпус ЧПИ (ныне ЮУрГУ)

Но по настоящему, я понял значимость этой специальности только в Израиле, когда стал работать в фирме, которая выполняет расчеты динамики и прочности для самых различных клиентов. В течение примерно 22 последних лет приходилось делать расчеты для такого разнообразного спектра заказчиков, что раньше я и не мог себе этого представить.

Я делал расчеты почти для всех “серьёзных” фирм в Израиле и для многих зарубежных (тоже солидных) фирм. Никогда не пытался классифицировать эти работы, но попробую.

  • Вибрация зданий, в которых устанавливают очень точное (вибро-чувствительное) оборудование, таких как, например, заводы Intel, Toshiba, Nikon и др.
  • Виброизоляция оборудования, которое устанавливают на самолетах, вертолетах, кораблях и на различных видах наземного транспорта.
  • Виброизоляция вибро-чувствительного оборудования: электронные микроскопы, химические анализаторы, лазеры, оборудование физических лабораторий и др.
  • Виброизоляция телекоммуникационного оборудования.
  • Расчет на прочность оборудования, которое устанавливают на самолетах, вертолетах, кораблях и на различных видах наземного транспорта.
  • Расчет на жесткость и прочность специального крупногабаритного оборудования: радары, антенны, сканеры и позиционеры (near field), оборудование для солнечных электростанций.
  • Расчет конструктивных элементов беспилотников: крыло, POD, адаптеры для установки различных приборов.
  • Расчет вибрации и прочности оборудования для печати (Kodak и др.).
  • Расчет прочности авиационных теплообменников (Boeing, Airbus, Bombardier, Cessna и др., а сейчас есть проекты и для Российских фирм).
  • Расчет вибрации, прочности и жесткости медицинского оборудования.
  • Расчет деталей, заменяющих отдельные элементы скелета человека или работающих параллельно им.
  • Расчет стентов (stent – вставка в кровеносные сосуды или сердце, изготавливается обычно из супер-эластичного материала типа Nitinol).
  • Спецпроекты, которые не поддаются классификации.

Во многих работах необходимо было проводить достаточно сложные измерения вибрации и напряжений, а это тоже очень интересный раздел специальности ДПМ.

Всего, что было, и не перечислить.

Кстати здесь в Израиле много выпускников ДПМ из ЧПИ. Один даже работает в моём отделе.

Ситуация в мире расчетов ДПМ сейчас такова, что чем дальше, тем больше требуется специалистов. Если в первые годы моей работы в Израиле фирма очень много сил тратила на поиски заказчиков, то теперь эти силы в основном уходят на выстраивание заказчиков в “правильную” очередь: кому надо раньше сделать, а кто может немного подождать.

Вот такие пироги.

Учитесь на ДПМ и обрящите!


С уважением, Анатолий Ковадло.